В эти дни многие смотрят сериал «Зулейха открывает глаза». Но я больше первой серии «не осилил». Когда читаешь книгу, то представляешь героев, основываясь на своих впечатлениях. Для меня татарский быт — это обстановка в доме моей тети, у которой я гостил ребенком. Чисто вымытые соскобленные бревна сруба, сэке -топчан, вафельные полотенца, самовар. Даже не это главное.(Кстати, тетя была ровесницей книжной Зулейхи). Главное атмосфера. Да, они жили в трудные годы. И становление колхоза, и война. Она нашла и привезла домой скрученного от ревматизма мужа-сапёра, оставленного санитарным поездом на вокзале. (Строил переправу в ледяной воде). Носила его — большого, по два метра, на руках, хотя ростом была птичка-невеличка. Поставила на ноги. Жили они душа в душу. Дружно становились на молитву. Это в советское время и он бригадир колхоза, коммунист. Вечерами я засыпал под тихий голос тети, читающей мунажат — молитвы нараспев. А просыпался от азана дяди.
Надеялся увидеть и почувствовать в фильме нечто подобное, родное, исконное. А увидел только за одну первую серию целых два половых сношения. Именно сношения. Вспоминаю замечательные фильмы «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень». Каково же тогда было мастерство режиссеров: показать насилие без единого кадра насилия, любовь — без потной мужицкой задницы в кадре.
Возьмем достоверность этих советских сериалов. Если тридцатые годы — то не могло быть в кадре колхозного тока семидесятых годов, как в «Зулейхе». Если конные сани двадцатых годов — то они были бы обшиты древесной корой, а не из фанеры и сваренных труб.
Вообще, нынешние сериалы очень вольно обращаются исторической фактурой. Если девушка — фронтовой снайпер, скучает в «лежке» в современном макияже с накаченными губами — то я не верю, как, впрочем, наверное и вы.
Кстати, когда-то в восьмидесятых я увлекался самоделками. Нашел сохранившиеся в ту пору конные сани и сделал их макет. Вот так выглядели сани в татарских селах тогда.