ПЕРЕБИРАЯ БУМАЖНЫЕ РАЗВАЛЫ.

7 июня 2017 - Фарит Нугуманов

ПЕРЕБИРАЯ БУМАЖНЫЕ РАЗВАЛЫ.

 Так случилось, что на днях пришлось разбирать старые книги, брошюры, тетради, накопившиеся за несколько десятков лет. Складывать уже некуда. Учебник русского языка за шестой класс – еще советский. Корней Чуковский «Краденое солнце». «Крокодил Солнце в небе проглотил! Наступила темнота. Не ходи за ворота: кто на улицу попал – заблудился  и пропал». Отчетливо помню, как боялся в детстве этой  страшилки. Интересные были фантазии  у детского классика. Контурные карты, которых всегда не хватало, и искали по всем «Кагизам» - так раньше называли книжные магазины. Справочник по химии и книжка «На досуге» аж 1956 года выпуска. Нет, в ней имеется ввиду не современное искаженное понимание «досуга».  Там описание множества дворовых игр для детей – «городки» и «клеек», «штандры» и «классики». Огромное количество загадок и ребусов, криптограмм и даже шахматные этюды.

Раньше я думал, что книжки люди старшего возраста хранят для детей и внуков.  Помните, шкафы и стенки в квартирах ломились от книг, и это было настоящим богатством. Хорошие книги мы не покупали, а «доставали» по блату. Особенно было круто иметь  серию изданий – «Библиотека приключений и научной фантастики», «Жизнь Замечательных Людей», тома классиков и так далее. Подшивки «Литературной газеты». На нее трудно было подписаться. Очередь. Издание «Подвиг», журнал «Огонек».

Современную молодежь вряд ли все это заинтересует. А мы, получается, надеялись на это, накапливая эти бумажные богатства?

На одном и соцсетей  мама попросила совета, что лучше почитать подростку в 13-15 лет? И тут началось – комиксы «Звездные войны», «Гарри Поттер», Хинтон «Изгои»… Я специально нашел и прочел аннотацию последней: «История конфликта двух молодежных банд, которые принадлежали к разным сословиям. Как водится, запретные дружба, любовь и вражда обязательные атрибуты такой истории». М-да, что тут скажешь. Мне же в детской библиотеке рекомендовали «Дикую собаку Динго или Повесть о первой любви», «Улицу младшего сына»,  а став повзрослее прочел  Диккенса – «Большие надежды».

И куда все это богатство теперь? В печку? Скрепя сердцем стал отбирать книжки. По советским учебникам нынешние школьники уже не учатся. Нет, учебник по истории можно оставить. Помню, как учитель – Искандар Лутфуллович буквально заставил вслух прочесть на уроке неподготовленную тему. Тогда было обидно и стыдно, а сейчас вспоминается со вздохом: «Как молоды мы были». И книжку «На досуге» оставлю – можно будет внуков чему-то научить. Громкие разоблачения «Литературной газеты» в период перестройки? Нам как будто тогда глаза открыли: «Я сегодня не такой, как вчера!», –   звучит в ушах песня Газманова. Столько было надежд и…разочарований после.

Оказывается, мы храним все это добро как память. Память о том, как мы были молоды, задорны, с большими надеждами на лучшее.

А вот «Краденое солнце» все-таки в топку. Нечего внуков пугать.

Комментарии (4)
Юлия # 8 июня 2017 в 22:45 0
Чуковского как раз рекомендуют читать для малышей, его особый ритмический склад, простые и понятные слова, наоборот, способствуют развитию речи. Да и в маленьком возрасте дети больше опираются на ритмику и мелодику речи, нежели на смысл. Так что не стоит бояться, что это травмирует психику.)))
А книгами обязательно заинтересуются. Придет их черед.
Если вспоминать мое детство, то помню как удивлялась, когда приходила в гости к знакомым, друзьям семьи, а у них ни одной книги. Ни единой! Я-то привыкла к этим самым стопкам медицинской литературы всех мастей, классике. И думалось, что все так живут.
У меня почему-то обостренное чувство к книге. И если ее выбрасывают, то мне этот ощущается неким вандализмом.
И да, думаю что наличие/отсутствие литературы в доме говорит о хозяевах много.
Фарит Нугуманов # 8 июня 2017 в 23:01 0
Все таки это "Крокодил" меня серьезно напугал. Это я отчетливо помню. В свое время перечитал всю классику в библиотек от Мопассана до Ремарка... А вот Толстого не люблю. Может от того что заставляли читать в школе.Слог Гоголя, ритмика. Если не замечать сюжет - то слова словно в масле купаются...) А Бунин? Антоновские яблоки?
Юлия # 9 июня 2017 в 00:32 0
Вот по мне Толстой вязкий, тягучий. И для него надо созреть. Трудно его читать. А вот Достоевский, несмотря на сплошную депрессивность, очень даже. И каждому возрасту свой автор. Очень полюбила Зощенко, как и период революции. Есть что-то схожее с нашим временем. Интересны обороты, выражения.
И произведения про село 60-80гг. Кажется мне, что это был определенный госзаказ, но писалось очень даже проникновенно. А вот Бунинские/Гончаровские/Тургеневские творения вызывают протест. Эта жизнь скучающего помещика, каторжный труд крестьян, бесконечные страдания барышень, их инфантильность, истерические припадки, выдаваемые за любовь и невероятную чувственность... и ведь разбирали на литературе их "красную нить". ))))
Фарит Нугуманов # 9 июня 2017 в 10:01 0
Да, довоенный Зощенко мне нравится. Очень талантливо смешно читал его рассказы актер Александр Филиппенко. Мне кажется, что школа сама отталкивала от классиков, заставляя учащихся изучать их произведения. А когда заставляют – подростки протестуют. К классикам надо прийти. И этот «визит» может состояться в любом возрасте, а может и нет

«Новости» – Самые свежие, которые еще не успели напечатать в «бумажных» газетах, оперативные сводки с происшествий и чрезвычайных ситуаций. География новостей не ограничивается селом, районом. Если есть что-то интересное у соседей, вы об этом узнаете первыми. Причем вести не только «чернушные». Наоборот, больше внимания будет уделяться позитивным фактам. Приоритет собственным новостям. Если из других источников – с доступной ссылкой на них.