КОЛОДЕЦ, КАК СИМВОЛ ЖИЗНИ.

14 сентября 2016 - Фарит Нугуманов

КОЛОДЕЦ, КАК СИМВОЛ ЖИЗНИ.

 Все мы отличаемся характерами. Кто-то лирик, кто-то практик, кто-то холерик, кто-то сангвиник…Мне кажется, что села и деревеньки наши тоже по общему впечатлению чем-то отличаются друг от друга.  Где-то практики соревнуются с соседями в благополучии и добывают не покладая рук хлеб насущный, где-то флегматики постоянно находятся в состоянии равнодушия и смирения – каждый сам по себе. Если судить по этим,  на первый взгляд странным критериям, то село Старомукменево  несомненно лирик.

Здесь много писателей и поэтов, причем не только графоманов, штампующих романы в стол, но и талантливых умельцев, издающих свои книги. Не буду называть их имена, ибо они ревностно относятся к творчеству друг друга.

Сама природа, обстановка располагает лирическому настроению.  Тихие улочки,  громкая, почти горная речушка с плакучими ивами и ветлами по берегам. Можно бесконечно смотреть на ветку ивы, которую уносит течением, а она с упорством возвращалось на место, чтобы снова уплыть. В садах в мае поют соловьи, и пахнет сиренью. Поэтесса Гульнур Гареева родом из здешних мест пишет:

«Быть хочу для родины

Палочкой волшебною,

Стать хочу народною

Песней задушевною...

Быть хочу я родинкой

На ланитах верной ей,

Для нее стать росонькой,

Возле речки вербою...»

Живо интересуются здесь и историй родного края. Село имеет два названия – Тамьян и Старомукмненево. Оказывается, раньше существовал только Тамьян. Так, известный в наших краях историк Ренат Сафи пишет: «…в интернете случайно был обнаружен следующий текст: «в 1733 г. на имя Императрицы Анны Ивановны (она правила в России в 1730-1740 годы) была подана челобитная от башкир Уфимской провинции. В числе прочих, поставивших тамгу (в качестве подписи) в прошении, приложил свою тамгу и житель деревни Тамьян Ногайской дороги Тамьянской волости Хасан Кудушев (РГАДА. ф. 248. кн. 821)». Это дает право утверждать, что деревня Тамьян существовала уже в 1733 году и, по всей вероятности, появилась она еще раньше.  В настоящее время деревня Тамьян уже не существует. Она исчезла довольно давно, но когда именно – не известно. Жители этой деревни со временем перешли на жительство в нынешнее село Старомукменево, в 4-5 км севернее которого и находилось исчезнувшее село Тамьян».

Другой историк Сагит Шагманов пишет: «Мои предки очень много сделали для старомукменевцев. Еще Мукмен бабай одним из первых в наших краях, пригласив одного русского умельца из города Бузулук, построил со своими родственниками на реке Иреуз большой пруд и мощную по тем временам водяную мельницу. Мельница была одна на два села - Старомукменева и Старокульшарипова. Позже их стало только в нашем селе три. Мой дедушка Абдурахман и отец Абдурахман с привлечением наиболее зажиточных людей села, организовали базар, где регулярно проводились ярмарки. Он был вторым по значению после базара уездного города Бугуруслана. Недалеко от территории базара, по требованию уездных учреждений, были построены бойня для скота и мясоразделочный пункт, оборудование было привезено из Самары. В ярмарочные дни в село часто приезжало уездное начальство, здесь оно 2-3 дня отдыхало, пили кумыс, угощались у богатых людей. Дед, а после него и отец, все свои накопления направляли на развитие образования, содержание мечетей, медресе, мектебе. В мектебе (школе) они сами составляли программу обучения, преподавались русский язык, математика, география и другие, прогрессивные в то время предметы. Приглашались толковые учителя из Бугуруслана. При двух медресе и мектебе работали 9 учителей. Рядом с мектебе в отдельном помещении был организован прием больных. Здесь работал приглашенный из Бугуруслана врач-лекарь. Кроме того, мой дед занимался врачеванием, траво и кумысолечением. В селе действовали 3 мечети, а четвертая была заложена. Но достроить ее не смогли, грянула революция 1917 года».

Мой дед – Фаттах бабай тоже был одним из подвижников. По семейной легенде он первым привез в село самовар и керосиновую лампу.

Первое знакомство с этим селом у меня состоялось в 1970 году. Тогда меня еще маленького мальчика поразила  огромная надпись на горе выложенная белыми камнями: «100 лет Ленину». Тогда колхоз возглавлял Юнус Шахмеев. Село строилось. Появились здания Дома культуры и правления.

Своего рода достопримечательностью было здание школы.  Оно было копией Асекеевской деревянной школы – так же построенное из сруба в тридцатых годах. Село катастрофически нуждалось в новой школе. Но тогда существовал, говорят, проект возведения  между Рязановкой, Стромукменевым и Старокульшариповым водохранилища. Из-за него часть Тамьяна затапливалось и людей поэтому планировалось переселить. По этой причине возведение новой школы придерживали. Но со временем  грандиозные брежневские  планы «поворота рек» канули в лету. Новую школу все-таки построили.

Если говорить не только о характере, но и судьбе села, то она, увы, не завидна. В девяностых годах казалось бы колхоз выживет под руководством Равиля Маннанова. Хозяйство стало получать стабильные урожаи. Но почему-то председатели заменили и  все пошло в сторону разорения. В конечном счете, на полях бывшего хозяйства сейчас работают одни фермеры. А по соседству, кстати, в селе Старокульшарипово колхоз выжил и процветает, сохранив даже название.

Не так давно школа потеряла статус среднего. Теперь старшеклассников возят в соседние школы. Население катастрофически стареет. В общем, село постепенно переходит в разряд так называемых «депрессивных».

С грустными мыслями уезжаешь из села Старомукменево. Уборочная страда, но не слышно шума тракторов и комбайнов, пустынны улицы. Дорога в райцентр такая же, каким была двадцать и тридцать лет назад – дамба в кочках и колдобинах. Все-таки не такая судьба должна была быть у старинного села с богатой историей, не такая.

Но в конце августа в селе было проведено большое мероприятие – открытие обновленного Колодца Близнецов. Этот колодец  существовал вблизи речки давно. Почему близнецов? Просто в семьях проживающих рядом часто рождались  близнецы. По народному преданию, способствовало тому вода из колодца. Поэтому, организаторы этого мероприятия надеются, что сюда будут наведываться молодожены в день своей свадьбы, чтобы испить воды и в последующем радовать себя и близких детьми.

Но видимо не только  эту цель преследовали инициаторы возрождения источника воды во главе с директором Дома культуры Гульфией Шаймуратовой. Известно, что любое село или деревня жива колодцами – символами жизни. Как в песне Ярослава Евдокимова:

Колодец, колодец,

Дай воды напиться!

Колодец, колодец,

Дай неба глоток!

Быть может, быть может,

Ещё возвратится

Счастливое время

И в наш уголок…

И надежды на возврат счастливых времен Старомукменева, есть буквально у каждого сельчанина.

Многие бывшие сельчане приехали на торжество по поводу колодца. Среди них есть инициативные, предприимчивые люди. Именно такие люди когда-то строили это село, вели к процветанию. Так может, «символ жизни» действительно даст толчок новому возрождению села? Хочется надеяться.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

«Новости» – Самые свежие, которые еще не успели напечатать в «бумажных» газетах, оперативные сводки с происшествий и чрезвычайных ситуаций. География новостей не ограничивается селом, районом. Если есть что-то интересное у соседей, вы об этом узнаете первыми. Причем вести не только «чернушные». Наоборот, больше внимания будет уделяться позитивным фактам. Приоритет собственным новостям. Если из других источников – с доступной ссылкой на них.