СИЛА В ЕДИНСТВЕ И ПРОСВЕЩЕНИИ.

25 апреля 2016 - Фарит Нугуманов

СИЛА В ЕДИНСТВЕ И ПРОСВЕЩЕНИИ.

 Обычная пятничная молитва в мечети. Сразу выделяются две группы: добродушные аксакалы – пять-шесть человек и «молодежь» – те, кому до сорока. Последних намного больше.  Молитва заканчивается, и  молодые люди шумно покидают мечеть. Остаются одни старики. Отцы и деды аксакалов учили, что после пятничной молитвы надо еще почитать несколько сур Корана, воздать хвалу Всевышнему. Почему же такое разделение  происходит в последние годы в мечетях? Почему молодежь упрекает аксакалов в «бабайском исламе» и считает их заблудшими, а то и насмехаются над стариками? На эти и другие сложные вопросы искали ответ на выездном  заседании Духовного управления мусульман Оренбургской области 13 апреля в Асекеево.

«Все это от невежества», – считает председатель  ДУМ области Альфит Шарипов.

Он сам спрашивал молодых людей, почему они не придерживаются традиционного ислама. Они отвечают, что вообще не придерживаются мазхабов. Слово «мазхаб» в переводе с арабского языка означает «путь», «направление». А мусульмане России, Поволжья в основном придерживаются направления исламского богослова Абу Ханифа (ханафиты), причем веками.

Альфит хазрат в шутку поздравил этих ребят за то, что  они постигли таких глубоких знаний, в совершенстве владеют фундаментальными основами ислама. Ведь только такой человек может сказать, что он над мазхабами. Где же учились молодые люди Исламу? Какие  медресе и университеты заканчивали? Оказывается, они учились этому в… интернете. И этим все сказано.

– В  последнее время появилось много «интернет-имамов» «проповедующих» какой-то  «новый» ислам, по-своему трактующих суры и хадисы, намеренно искажающие их тексты.

На заседании, больше похожем на семинар имамов, Альфит хазрат вдруг заговорил на арабском языке и на нем же просил присутствующих перевести то, что он сказал. И только один из присутствующих – имам из Бугуруслана Фаниль хазрат сходу перевел текст на русский. Этот своего рода экзамен показал, что  служителей мечети надо учить и учить. В том числе и арабскому языку. Учить для того, чтобы четко и аргументировано противостоять «интернет-имамам» или тем, кто  обучался исламу за рубежом и привез сюда «импортное» зачастую враждебное учение.

Невежество в мечетях, увы, реальность. Альфит хазрат привел такой пример: один и прихожан посетовал, что не может стать настоящим мусульманином. Почему, спросил хазрат? Тот ответил, что его сосед ходит с длинной густой бородой, а у него борода не растет. Вот этот сосед и насмехается над ним, мол, не быть тебе мусульманином.

– Разве  наличие бороды делает человека верующим? Всевышний смотрит не на бороду, а на ваши дела и веру в сердцах и головах – сказал Альфит  хазрат.

Кстати о бородах. Руководитель пресс-центра ДУМ Денис Семенов – преподающий в медресе, в том числе исламскую этику рассказал, что наличие бороды приветствуются в хадисах (предание о словах и действиях пророка Мухаммада), но в тоже время в других текстах говорится, что мусульманин должен выглядеть опрятно одетым, привлекательным. И длинная неряшливая борода сюда никак не вписывается.

Почему же возникают разночтения сур и хадисов? Почему кто-то в тексте находит послание – убей неверного,  что служит основой идеологии терроризма, а другой призыв к мирному сосуществованию людей различных вероисповеданий?

И этому есть ответ. Дело в том, что некоторые тексты были удалены или отменены еще при жизни Пророка. И если было ниспослано откровение, скажем так, сиюминутного характера, учитывая существующую обстановку, то с изменением ситуации, актуальность этого откровения пропадала.

Образно говоря, когда полководец ведет в бой своих воинов – он наставляет их мужеству и решительности, а когда наступает мир – к созиданию. Современные же «богословы» зациклились на агрессивных наставлениях и возводят все это в опасную идеологию.

– Ислам  в России  имеет многовековые обычаи, – сказал  на семинаре руководитель отдела внутренней политики ДУМ Руслан Ахмеров, – эти обычаи любить Родину, родную землю, защищать ее, уважительно относится к людям иной веры, почитать старших.

Однако, по словам Руслан хазрата, существуют попытки идеологизировать ислам, вбить клин между вековыми традициями и устоями и этому можно противостоять только глубокими знаниями, опираясь на известных  российских исламских богословов.

– Наша сила в единстве и просвещении, – сказал Альфит Шарипов -  «российский» ислам ценился раньше всеми мусульманами мира.

Он напомнил собравшимся, что нашему ученому-богослову, муфтию Ризаитдин Фәхретдинову было доверено вести  заседания Всемирного Конгресса Мусульман в 1926 году. Он отлично говорил на арабском, а его знания Ислама были признаны международными авторитетами. Некоторое время Ризаитдин Фәхретдинов жил и работал в Оренбурге. И он является достойным примером для нынешних имамов и мусульман.

С этим нельзя не согласится. Еще надо отметить, что и в дореволюционной России и в советской тоже – не  были ни одного межконфессионального конфликта с участием мусульман и это тоже традиция, хранителями которой являются нынешние аксакалы.

По предложению главы района Салавата Гатауллина, решено чаще проводить такие семинары для имамов (предстоятелей мечетей) и поближе к месту жительства. С этим все собравшиеся согласились.

Для многих сказанное на семинаре было откровением, особенно для имамов. Сейчас требуется не только правильно вести молитвы в мечети,  проводить обряды имянаречения и т.д. Имам должен быть грамотным, образованным, авторитетным духовным лидером, способным ответить на любые вопросы и вызовы современности.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

«Новости» – Самые свежие, которые еще не успели напечатать в «бумажных» газетах, оперативные сводки с происшествий и чрезвычайных ситуаций. География новостей не ограничивается селом, районом. Если есть что-то интересное у соседей, вы об этом узнаете первыми. Причем вести не только «чернушные». Наоборот, больше внимания будет уделяться позитивным фактам. Приоритет собственным новостям. Если из других источников – с доступной ссылкой на них.