Биржевые цены на бензин и дизель побили очередные рекорды: Аи-92 выше 66 тыс. рублей за тонну, Аи-95 - более 76 тыс. руб., летний дизель - около 70 тыс. руб. за тонну. Это, соответственно, более 48 руб., более 55 руб. и более 53 руб. за литр (1 тонна бензина = 1370 литров, 1 тонна дизтоплива = 1300 литров). Напомним, речь идет об оптовых ценах. Вслед за ними цены на заправках тоже ползут вверх.
С ведущими производителями топлива есть договоренность стараться не превышать уровень инфляции. Вертикально интегрированные нефтяные компании, владеющие разветвленной сетью АЗС, могут позволить себе небольшую отрицательную маржу в рознице, компенсируя потери на других направлениях.
Независимые АЗС такого себе позволить не могут. Они уже в августе по некоторым видам нефтепродуктов столкнулись с убытками, которые пытаются покрыть продажей сопутствующих товаров и услуг (именно поэтому бутылка воды на АЗС стоит сильно дороже, чем в супермаркете). Еще хуже ситуация на юге страны, где в ряде областей аграрии жалуются одновременно на дефицит и рост цен на солярку на фоне низких закупочных цен по зерну, которыми такую стоимость топлива "не отбить". В этой связи раздались призывы временно прикрыть экспорт нефтепродуктов, чтобы не сорвать уборочные работы. Вся эта ситуация наложилась еще и на девальвацию рубля.
Однако не стоит ждать чудес. Цены на бензин не удастся вернуть на прежний уровень. Он традиционно в последние годы дорожал примерно на 7% ежегодно, стремясь к условному доллару за литр. Это не значит, что мы увидим на АЗС ценник в 100-110 рублей за литр (хотя в Европе 1,5 евро за литр - норма). Но, возможно, стабилизация цен ждет нас на уровне около 70 рублей за литр АИ-95, по дизелю чуть ниже. Принципиально вопрос стоит так: или мы остаемся "в рынке", принимая в том числе неприятные последствия рыночного ценообразования, или возвращаемся к административному регулированию с неизбежным сопутствующим дефицитом и еще более "страшными" ценами на "черном рынке".
Подробнее «Российская газета».