У природы нет плохой погоды.

9 января 2023 - Фарит Нугуманов

У природы нет плохой погоды.

 После всех этих нынешних причитаний насчет «жутких морозов» вспоминаются почему-то знаменитое высказывание Виктора Степановича: «Никогда такого не было и вот опять». Для наших краев морозы явление в общем-то обычное. А лесники скажут, что и нужное. Потому что после таких холодов гибнут всякие вредители деревьев.

А то, что опять... В истории Асекеева были и более жуткие холода. Некоторые домашние термометры тогда показывали минус 47, а то 50. Старожилы помнят. Было это в Новогодние праздники с 1978 года на 1979.

Крепкие морозы, повторюсь, случались в зиму. А эти подкрались незаметно. Тогда мы узнавали о прогнозах погоды не по СМСкам и интернету, не Алису спрашивали. Прогнозы печатали местные газеты. Как правило, с опозданием. Да по местному радио сообщали. Видимо поэтому мы в общем-то не знали, что на всю европейскую часть Союза надвигаются катастрофические морозы.

Когда я работал редактором местного радио, мне директор школы обычно звонил рано утром и просил передать объявление, какие классы сегодня не учатся. А «советовался» директор со своим домашним градусником за окном. Родители же с раннего утра, прямо с трансляции гимна СССР в 6 часов, включали свои репродукторы на полную мощь, чтобы услышать это объявление. Чем мешали спать детям. (Репродукторы — это такое проводное радио). Ну а если в доме не было радиоточки, нас просто отправляли в школу. В валенках, в тяжелом утепленном ватином пальто и шапке ушанке, с увесистым ранцем на плечах — не шли, а брели. Подходили уже с ног до головы в инее. А там, обычно уборщица тетя Маруся у порога: «Иди домой, не учитесь сегодня». Ура! Тут главное не нарваться на классную руководительницу: а то может оставить на «индивидуальные занятия». Бегом домой! Взять лыжи в чулане и на горку, на ту самую, где нынче катаются на ватрушках. Родители на работе — кто домой загонит? Знали мы, как это отморозить пальцы и щеки. Ребята постарше поступали с замерзшими сурово:кидали нас в сугроб или «отогревали» щеки и пальцы растиранием. Не варежкой, а колючим снегом. Больно до слез, но эффективно. Если сейчас вижу как кто-то отогревает замерзшие пальцы снегом — понимаю, наш человек, нашего поколения. Никакие морозы не останавливали нас от зимних игр, катания на коньках и лыжах, хоккея.

31 декабря 1978 года мы еще не предполагали что градусник опустится за 40. Да было морозно, градусов 30-35. Обычная зима. Вечером в районном Доме культуры был карнавал. К этому событию готовились и стар и млад. Шили костюмы, репетировали выступления. Главное, чтобы никто тебя не узнал до самого финала. В этом интрига. Мы, молодые ребята, в ботиночках, а то и в кримпленовых брюках, нейлоновых рубашках. Вся эта синтетика прилипала к телу от мороза. Но не кальсоны же китайские надевать?! Девушки в капроновых чулочках. Ближе к 12 все разошлись по домам открывать шампанское. Обычно вновь собирались в клубе ближе к часу ночи и продолжали карнавал. Но в тот раз не многие вернулись в РДК. Что-то совсем холодно стало. Шампанское в голове улетучилось за секунду. А утром 47.

В домах, в сильный мороз утеплялись. Входную дверь изнутри обычно занавешивали одеялом, закрывали ставни. Не знаю, откуда пошла эта привычка закрывать ставни. Ну летом понятно. От солнца защищались, создавали прохладу в доме. А зимой, днем хоть какое-то тепло от яркого солнца. Хотя, возможно, всему причиной деревянные рамы. Как правило, мастерили эти рамы местные столяры. Окна не были такими плотными, как нынешние пластиковые. Обычно на зиму вставляли в окно вторую раму, щели забивали ватой, заклеивали полосками бумаг, вырезанными из старых газет. Вместо клея — кислое молоко или хозяйственное мыло. В сильный мороз занавешивали снаружи окно какой-нибудь тряпкой, старым одеялом и закрывали ставни.

Хоть и газ в доме, а дрова заготавливали. И не только для бани. В Асекеево тогда подавали неочищенный газ, с конденсатом. В морозы конденсат в наружных трубах замерзал и закупоривал подачу газа. В доме родителей обычно такое происходило после того, как морозы отступали. А у других... Страшный мороз на улице, в доме едва тепло. Приходилось кипятить чайник с водой и идти на улицу поливать трубы. Чайник тоже надо было на чем-то кипятить, а газа нет. Тогда в ход пускали так называемые паяльные лампы — бензиновые горелки. Для того чтобы конденсат ушел приходилось разбирать кран стояка и шуровать трубу проволокой, надышавшись попутно всем этим. И греть паяльной лампой, открытым огнём. Много домов тогда пострадало от пожара. Кроме того конденсат из трубы, после прогрева, иногда вытекал из горелки на пол и загорался. Поэтому пожарные требовали, чтобы деревянные полы возле печи хозяева оббивали жестью.

Для работников газового хозяйства это была «веселая» пора. Не всякий может самостоятельно прогреть газопровод. Просили газовиков. А вызовов таких у них десятки. И каждый хозяин с появлением тепла в доме хочет угостить газовика, тем более Новый год. Плюс у стояка надышишься газом. Не каждый специалист выдерживал такую нагрузку. Приходилось отвозить газовика домой, проспаться. А в общем-то все взрослые мужчины сами знали, как отогревать трубы.

Так что, регламент поведения в мороз был уже выработан. Не сказать, что все тогда выглядело катастрофично. Ну мороз, ну чуть крепче обычного... Люди продолжали отмечать Новый год.

В те морозы не стало слышно поездов. Мои родственники из деревни собрались тогда в теплый Ташкент. На электричке до Кинеля, а там на поезд. Кто-то нам сообщил, что эти бедолаги уже застыли от мороза на перроне. А электрички все нет.

«Вокзалом» тогда служила неотапливаемая избушка недалеко от переезда. Зайдешь погреться и упустишь электричку. А электричка в тот день кажется так и не пришла. Да и вообще, поезда не ходили. Прошел слух, что стрелки на путях замерзли.

Это потом, по прошествии многих лет мы узнали, каким бедствием обернулись те морозы. В Подмосковье тогда термометры показали 45 градусов, в Татарстане 47. В деревне Усть-Щугер Республики Коми было 58 градусов мороза. В городах, в домах полопались трубы и радиаторы, замерз водопровод. Через несколько дней морозы стали отступать.

Так что, нынешние 35 это для нас обычное явление в зимнюю пору. Счастье не пойти в школу имели только младшие школьники. Я не помню, чтобы в старших классах у нас отменяли занятия из-за холода. А теперь даже в тридцать отправляют школьников по домам.

В лыжной секции, в котором преподавал физрук Рим Мухаметович, занятии отменяли если температура была ниже 28 градусов. Так что к финишу приходили белыми от инея.

Главное не паниковать и помнить, что у природы нет плохой погоды.

Комментарии (1)
Ильдар # 13 января 2023 в 18:22 0
Спасибо за вспоминания! У нас в Старокульшарипово все так же было, за исключением проблем с газом. Так как газ провели уже в восьмидесятых, когда я уже уехал из родительского дома. Мы просто больше топили, чем обычно. А еще домой переселялись маленькие телята, и мы спали рядом на нарах (кровати были только у родителей).

«Новости» – Самые свежие, которые еще не успели напечатать в «бумажных» газетах, оперативные сводки с происшествий и чрезвычайных ситуаций. География новостей не ограничивается селом, районом. Если есть что-то интересное у соседей, вы об этом узнаете первыми. Причем вести не только «чернушные». Наоборот, больше внимания будет уделяться позитивным фактам. Приоритет собственным новостям. Если из других источников – с доступной ссылкой на них.