Станция — это маленькая жизнь.

20 июня 2021 - Фарит Нугуманов

Станция — это маленькая жизнь.

Есть в маленьких станциях особое очарование. В них гармонично сочетаются современная индустрия и размеренная сельская жизнь. Вокзалы соседствуют с огородами. Недалеко от перрона щиплет травку коза. Но, не только этим привлекают такие станции. Для нашего поколения они были «вратами в жизнь». Отсюда, после окончания школы, мы — сельские парни и девчата, отправлялись на учебу в город. Здесь нас провожали в армию и встречали.

Помнят здесь тревожные паровозные гудки и фронтовые эшелоны. Провожали отцов, мужей, братьев на войну. Сюда же, на почтовое отделение при дороге, приходили их письма-треугольники. Увы, шедшие обратно победные эшелоны вернули не всех земляков. В общем, перефразируя строки из песни Олега Митяева: станция — это маленькая жизнь.

Читатели подсказали, что на станции Асекеево затеяли ремонт вокзала. К кому обратиться за разъяснениями? Если вы здесь зададите этот вопрос, все ответят: конечно, к Косареву. Леонид Владимирович вот уже почти 20 лет возглавляет станцию. Но не только в этом дело. Бывает же такое, когда в небольших селах, все, не сговариваясь, отдают пальму лидерства кому-то своему. Он и парламентер, если надо, и посол, и официальный представитель от народа... Леонид Владимирович вот именно такой — от народа, в прямом смысле слова. Много лет избирался депутатом в местные муниципальные органы. Хоть и сложил ныне полномочия, до сих пор, пропала ли в колонках вода или зимой трактор не чистит улицы от снега — все обращаются к нему.

 

К тому же он местный. Как мы говорили в детстве «станционский». Леонид родился здесь и вырос. Отслужил в армии. Пошел работать на железную дорогу. Создал семью. Я помню его с юности. Всегда в форменной одежде железнодорожника. Энергичен, подтянут. В те времена станция гудела как улей. Огромная площадка мойки вагонов. Грязные составы приходили сюда со всего Союза. Останавливались почти все пассажирские поезда. Приходили вагоны с лесом, углем, щебнем, с товарами для потребкооперации. Всем этим надо было «рулить» дежурному по станции да составителю поездов. Так что профессиональное становление Леонида проходило в горячее время. И этот опыт ему потом здорово пригодится.

Тогда железная дорога была государством в государстве. Свои школы, медпункты, магазины. Они даже жили по московскому времени. До сих пор у многих жителей станции часы «отстают» на два часа. Так привычнее.

Но потом времена изменились. Тогда казалось, что участь этого населенного пункта предрешена. Все придет в упадок, люди разъедутся. Но жители станции оказались людьми крепкими, волевыми, решительными. Существенно изменила жизнь людей газификация села. Она не пришла сама по себе. Ее добились жители. А ведь всего два десятка лет назад зола из печей выбрасывалась на улицу. Как поедешь на станцию — обязательно гвоздь «поймаешь». Решаются проблемы с водопроводом «сработанным рабами Рима». Кстати водой этой заправляли еще паровозы. А водонапорную башню, построенную 1895 году сохранили, не разрушили.

С Леонидом Владимировичем осматриваем местные достопримечательности. Самым важным объектом является, конечно, вокзал. В зале ожидания уже не увидишь привычные скамейки на железных ногах и из гнутой фанеры. Полы и стены из современных материалов. Но, главное — фасад здания. Он сохранен в первозданном виде. Сейчас старинные здания часто теряют свой облик. Их «криворуко» обкладывают кирпичом или обшивают пошлым сайдингом. Это все равно, что в пассажирских вагонах вместо фирменных подстаканников подавать чай в китайских кружках. Теряется исконный исторический облик старинной железной дороги, которая стояла и стоять будет.

В Асекеево же к исторической архитектуре относятся бережно. Путник, уехавший отсюда в стародавний времена, при возвращении сразу узнает свою родную станцию.

В тоже время множество табличек, указателей, разметок говорят о том, что это вполне современная станция. Изменилось и электронное оснащение регулирования движения. Но все же, Леонид Владимирович, как старый железнодорожник больше доверяет «человеческому фактору». Людей электроникой не заменишь. В этом он самом убедился, когда в 2012 году случилась чрезвычайная ситуация.

«Леонид Владимирович, быстрее приходите на пост ЭЦ, тут что-то случилось», - надрываясь, кричала в трубку дежурный по станции Асекеево Наталья Завьялова. Выскочив из своего кабинета, начальник станции вызвал недавно ушедшего на выполнение работ машиниста тепловоза Евгения Гудкова: «Конкретно скажите, что у вас случилось!» В ответ он услышал: «У нас ушла платформа, идёт на вас, принимайте меры к её задержанию». Это строки из «Гудка»отраслевого СМИ. «На часах было 11 часов. Это означало только одно – что буквально через несколько минут на путях появится неуправляемая платформа. Причём двигаться она будет с высокой скоростью, ведь к станции от места проведения демонтажа контактных опор вёл 9,8 тысячный уклон…»

Надо отметить что платформа покатилась навстречу пассажирскому поезду, который вышел из Похвистнево. «Вспоминая тот момент, он говорит: «Времени у меня оставалось всего три-четыре минуты. Согласно положению, я эту платформу должен остановить тормозными башмаками. Всё, что я мог сделать за это время – выскочить и поставить два башмака. Когда взял вторые два башмака и бежал с ними – платформа уже зашла на станцию и шла по главному пути. Я поставил оставшиеся в шахматном порядке… страшный удар, железные башмаки разлетелись, как ореховая скорлупа, в разные стороны. Хорошо, успел спрятаться за вагонами от них. Зрелище, конечно, страшное».При такой огромной скорости – порядка 70 километров в час – платформу сразу остановить не удалось. Тем не менее, самоотверженные действия начальника станции позволили снизить её разгон наполовину». Сбежавшую платформу удалось поймать на станции Заглядино.

— Этот скрежет башмаков до сих пор в ушах, — рассказывает Леонид Владимирович, — страшно было потом, а тогда надо было предотвратить катастрофу. Приезжала комиссия и сделала вывод, что все сделали правильно, по регламенту. Наградили грамотой, премией.

— Я и молодежь приходящую нам на смену так учу: будьте внимательны и собраны — это железная дорога. Тут порой решения принимаются мгновенно. Главное — чтобы они были правильными.

Ну, а сам Леонид Владимирович собрался на пенсию через две недели:«Вот закончу ремонт вокзала и с внуками возиться. Сад, огород».

Супруга, Елена Константиновна, тоже всю жизнь проработавшая на железной дороге, уже на заслуженном отдыхе.

Прогуливаемся по территории станции.

— Смотри, стараемся сохранить облик станции в первозданном виде и она в ответ сделала нам подарок: открыла дорогу.

Оказывается постепенно из наносного щебня и гравия стала проглядываться старая дорога, вымощенная камнем. Копия «Екатерининской». Видимо эта дорога была вымощена к вокзалу еще 200 лет назад. Вот бы найти куда она ведет.

Далее открывается во всей красе сквер у вокзала. Не так давно здесь появился красивый обелиск с именами павших в Великую Отечественную войну земляков. Кстати здесь же увековечили память вернувшихся участников войны. Их фамилии тоже выбиты на мраморе — что очень трогательно. Ведь те, кому удалось выжить тоже победители и герои.

— А вон там расчищают участок под новый медпункт, — показывает Леонид Владимирович — старое здание построенное еще в советское время морально устарело.

Работают здесь и клуб и школа. Преобразились улицы станции, есть и новое строительство. И все это чуть ли не в двух шагах от райцентра. Такой вот особый уголок Асекеевского сельсовета. Поселение не только выжило в трудные годы, но и развивается.

Вспоминали с Леонидом Владимировичем и прошлые годы, охотно он рассказывал о настоящем, о планах и проблемах. Этого его дом, его малая Родина. Машинист проходящего поезда махнул нам рукой. Знакомый. Подумалось тогда: ох не усидит Косарев на пенсии. Прикипел он к дороге. Дорога — это его жизнь.

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

«Новости» – Самые свежие, которые еще не успели напечатать в «бумажных» газетах, оперативные сводки с происшествий и чрезвычайных ситуаций. География новостей не ограничивается селом, районом. Если есть что-то интересное у соседей, вы об этом узнаете первыми. Причем вести не только «чернушные». Наоборот, больше внимания будет уделяться позитивным фактам. Приоритет собственным новостям. Если из других источников – с доступной ссылкой на них.