С реками лучше договариваться на берегу

29 марта 2021 - Фарит Нугуманов

С реками лучше договариваться на берегу

 В тихий, теплый апрельский вечер вдруг раздавался пугающий оглушительный треск. «Лед пошел», — почесывая бороду улыбались аксакалы. «Ташу» — половодье. Даже я помню, как на нашей ныне мелководной Кисле в Асекеево начинался настоящий ледоход. По грязной воде, среди мусора и навоза, плыли огромные льдины. Кстати, эти глыбы и образовали затор у низководного моста в центре села в 1963 году. (Ссылка) В результате наводнения затопило многие улицы. Катастрофа была масштабной. Разрушились от подтопления дворовые постройки, погибла живность. Хорошо обошлось без человеческих жертв. Даже половодья 2011 и 2012 годов в Асекеево не были столь разрушительными.

После начала ледохода, мы — мальчишки в реку уже ни ногой. Потому что вода поднималась до краев берегов и течение было стремительным. А до этого развлекались тем, что откалывали ломом льдины и катались на них, как на плотах. Резиновые сапоги скользкие. Оступишься и по пояс в ледяной воде: объясняй потом родителям почему мокрый. Но, особо не ругали. А вот за утопленный лом от отца доставалось. Представляю ужас нынешних родителей, если их чада проделывали бы такое.

В этом году в пяти реках Оренбургской области уровень воды рискует подняться до неблагоприятной отметки. Об этом нам сообщает паводковая комиссия области.

Такие же комиссии организовывались и в те времена. Задача у комиссии при райисполкоме была более масштабной. В начале семидесятых годов в районе не было высоких автомобильных мостов. Таких как: через Большой Кинель — в Заглядино и Старокульшарипово; через Малый Кинель — в Троицке. Они появились позже.

Мосты до этого были низководными, почти кустарными. Наподобие нынешнего Старосултангуловского. Кстати, небольшая просека к излюбленному месту купания между железнодорожным и автомобильными мостами и было съездом к переправе того времени. Опоры этого старого моста еще можно увидеть в воде. И выходила эта дорога к старой Заглядинской заправке.

Таким образом, в весеннюю распутицу и половодье район образовывал как бы три острова. Южнее Малого Кинеля — на ней «обитали» Баландино, Красногорский, Поповка, другие села и деревни. Между Малым и Большим Кинелем — Чкаловский, Рязановка, Заглядино и другие поселения. Севернее Большого Кинеля — Асекеево, Яковлевка, Кутлуево, Мочегай, Мартыновка, Старомукменево, Старокульшарипово и так далее. Обитателям среднего «острова» было проще — они имели прямой выход на Бугуруслан.

Тогда у райисполкома — местного органа власти, была задача обеспечить до начала паводка всем необходимым население, предприятия, учреждения. Потому что дороги отрезались до самого восстановления затопленных и часто разрушенных ледоходом мостов.

Еще с февраля райпо — потребительское общество торговли, начинала завоз продуктов на склады. Тем не менее запасти их достаточно, на пару месяцев, видимо не удавалось. Я сам в детстве видел, как коробки перетаскивали из грузовика в грузовик по железнодорожному мосту вручную.

Запасами всего необходимого обеспечивалась и медицина. Видимо и поэтому на каждом «острове» были свои участковые больницы и аптеки. В случае необходимости экстренной эвакуации больного, прилетал «кукурузник» — АН-2 санавиации. Да, да — и тогда была санавиация. Более того, можно было из Бугуруслана полететь в Оренбург на пассажирском транспорте. Два часа кошмара, воздушных ям, и «дружбы» с бумажным пакетом и ты уже в областном центре. На поезде с пересадками ехали почти сутки.

Колхозы накапливали бензин, солярку, запчасти к тракторам и комбайнам. Ремонт техники велся не только в райсельхозтехнике, но и в отделениях в Троицке, Мартыновке. Крупная ремонтная база была в совхозе имени Чкалова.

Все равно всего не предусмотреть. Работники Асекеевской райсельхозтехники отправились за запчастями в Бугуруслан по правому берегу Кинеля, фактически по проселочной дороге. На одном из затопленных мостов их ГАЗик смыло. Все погибли.

Говорят, после этого было принято решение строить полноценный мост через Кинель, около Заглядино. А может поводом послужила необходимость завоза в Асекеево большого количества стройматериалов для возведения райбольницы и школы в семидесятых годах.

Сейчас нет необходимости таких мер. Мосты не смываются. Хотя дороги, например на южном «острове», по ощущениям те же. Здесь весенняя распутица по-прежнему большая проблема.

В этом году, по сравнению с прошлым, кажется, что снега выпал много. Однако по многолетним наблюдениям местных жителей не более обычного. Но нынешние аксакалы все же с тревогой ожидают паводок в райцентре. Если снег начнет стремительно таять — беда . А морозы держаться до сих пор. В 2011-2012 годах снега тоже было немного, однако... Беду, как и в 1963 году могут принести заторы, но не только льда. (Глубина промерзания рек большая. Так что, лед будет). Мусор может застрять в заросших берегах Кислы.

Так или иначе, половодье для природы дело благое. Происходит самоочищение рек от всего наносного. Но, той полноводной Кислы из детства видимо уже никогда не будет. И виной тому, увы, мы сами. Заброшены ручьи, замусорены русла рек. То ли еще будет при потребительском отношении к природе.

Так что с реками нашими лучше «договариваться» на берегу. Ухаживать, перестать выкидывать мусор и навоз, очищать от ила и зарослей, открывать ручьи — тогда и реки перестанут создавать нам проблемы.


На снимках: наводнение 1963 года в Асекеево (Фото Зафаровых), Такие льдины занесло на огороды(З.Сафи); половодье 2012 года(фото автора).

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

«Новости» – Самые свежие, которые еще не успели напечатать в «бумажных» газетах, оперативные сводки с происшествий и чрезвычайных ситуаций. География новостей не ограничивается селом, районом. Если есть что-то интересное у соседей, вы об этом узнаете первыми. Причем вести не только «чернушные». Наоборот, больше внимания будет уделяться позитивным фактам. Приоритет собственным новостям. Если из других источников – с доступной ссылкой на них.